Аэропорт колымской глубинки

Международная санитарная авиация

Аэропорт Эвенск в этом году отмечает 65-летие. Он образован в 1951-м после выхода Указа Президиума Верховного Совета СССР, когда центр тогда еще Северо-Эвенского района, а ныне городского округа перевели из Наяхана, что в устье реки Большая Гарманда, в Эвенск.

С образованием нового районного центра возникла необходимость строительства аэропорта с взлетно-посадочной полосой. В архивном фонде Главного управления строительства Дальнего Севера в распоряжениях за 1954 год есть сведения о том, что для регулярной связи областного центра с нашим районом открыли сухопутную посадочную площадку, где эксплуатировали самолеты Ан-2. Тогда же приказом начальника Управления воздушного транспорта была открыта линия Эвенск — Верхний Парень общей протяженностью 180 километров. Начальником площадки был назначен товарищ Трусов.

Первое упоминание об аэропорте, начальником которого был Кожевников, встречается в документах за ноябрь 1954 года. Уже на следующий год авиация была передана Главному управлению гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР. В него вошли аэропорты Батыгай, Ожогино, Нера, Депутатский и другие, а также посадочные площадки Северо-Эвенск, Илин-Тасс, Куогостах, Куйга. Радиостанция Эвенска была установлена в служебном доме аэропорта, но электроэнергии в помещении не было, техническое состояние аппаратуры не выдерживало критики. В списках личного состава за 1955 год указаны И. Ф. Мосеев, начальник аэропорта, М. К. Кораблев, старший авиатехник, А. И. Сонвальд, начальник радиостанции, и заправщик Н. П. Мерзляков.

В том же 1955-м аэропорт передали в подчинение Магадану. Для обеспечения связи районного центра с селами действовали посадочные площадки в Эвенске, Чайбухе, Камешках, Гарманде, Верхнем Парене. В 1960 году в Эвенске был принят в эксплуатацию аэровокзал на 15 человек.

Спустя 8 лет возникла необходимость расширения взлетно-посадочной полосы, так как она находилась в крайне неудовлетворительном состоянии. Для этого демонтировали электростанцию Наяханского рыбокомбината, снесли старую баню и жилые дома вблизи аэродрома.

Читайте также  UTair в 2016 году может приступить к оказанию услуг санавиции в России

Постепенно улучшались условия работы служб. В эксплуатацию приняли здание радиопередающего центра, антенное поле, ЛЭП. Увеличился машинный парк, появились новые заправки для обслуживания вертолетов, экипажи которых были приписаны к Эвенску. Это летчики Гришин, Пикалов, Перепечин, Агачев, Романов, Сартаков, Сакиряка и другие. Благодаря малой авиации возросло число рейсов к оленеводам, у них чаще стали бывать работники культуры. Передвижная санитарная авиация регулярно проводила облет тундровиков.

Большой объем работ выполняли летчики, обслуживая геологов и тружеников трех совхозов. В документах 1974 — 1975 годов начальником аэропорта значится фронтовик А. М. Шматенко, в последующие годы В. Д. Устименко, М. А. Федоров, И. К. Элькинд, П. И. Кругликов. Не один десяток лет отдали авиации сестры Л. А. Маркина и Н. А. Пикалова, а также Л. В. Романова.

Немаловажное значение имеют наземные службы — диспетчерская и инженерно-авиационная, от них зависит безопасность полетов. Значительный вклад в общее дело внесли В. Караченцев, Ю. Жильченко, В. Бадусев, В. Рашкевич и другие. Их вызывали на службу в любое время дня и ночи, чтобы подготовить воздушное судно к вылету. Не было у них ни праздников, ни выходных. Среди радиооператоров 30-летний стаж у О. Прохоровой. Трудовой стаж М. Савенко исчисляется с 1979 года. В 2016-м исполнилось 37 лет, как он, окончив Омское летно-техническое училище им. Ляпидевского, вернулся в родной поселок и продолжил свою трудовую деятельность. В 1985 году М. Савенко окончил Киевский авиационный институт и в настоящее время трудится ведущим инженером по аэронавигации.

В 1991 году возникла необходимость строительства новой бетонированной взлетно-посадочной полосы для самолетов большей грузоподъемности. В приказе начальника Магаданского регионального управления воздушного транспорта В. Трезубова отмечено, что силами коллектива выполнены строительные работы по доведению аэродрома до параметров, позволяющих принимать воздушные суда типа Ан-24, Ан-74. Это стало возможно с января 1993 года. Также ввели в строй новое современное здание с контрольно-пропускным пунктом пассажиров. Качественно выполняет работу весь персонал аэропорта, включая аэродромную службу, где трудится О. Алешин. А возглавляет коллектив начальник аэропорта С. Романов, взвешенно принимающий решение руководитель, которому земляки доверили свои голоса, избрав в 2015 году депутатом собрания представителей Северо-Эвенского городского округа. 

WildWeb

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru